Сначала смыслы — затем продажи

Как коммуникация бренда с потребителем влияет на успех компании

В России каждая вторая компания в малом и среднем предпринимательстве (МСП) закрывается в первые два года после создания. Кто-то из владельцев связывает это с объемом рынка и консервативностью, другие видят причину в покупателях, у которых нет запроса на новые ниши. Ранее успешная стратегия по производству дешевого и массового товара устарела. Сегодня этого стало недостаточно для потребителя.

Правда в том, что покупатели не готовы приобретать товары, которые они не понимают. Теперь бренду нужно объяснять: пользу продукта, дополнительную ценность и даже миссию компании. Особенно это касается аудитории с повышенным доходом, которые выбирают высокое качество товара и разнообразие. Например, новые потребители разбираются в составах, отдавая предпочтение экологичным и износостойким материалам, чтобы вещь прослужила несколько лет, а не один сезон.

Проблема — недостаточная коммуникация между брендом и потребителем.

Первые не учитывают запросы, желания и вкусы потенциальных клиентов, а вторые не понимают ценности продукта. Чтобы решить этот конфликт — компании нужно работать с маркетинговой стратегией: заранее разрабатывать ценности и уметь доносить их до конечного потребителя.

Немногие российские бренды смогли донести свою философию, в этом отечественные производители проигрывают международным коллегам на своем рынке. Это связано с низкими инвестициями в маркетинг и продвижение во всех ценовых сегментах: от эконома до люкса. Восемь из десяти предпринимателей не нанимают директора по маркетингу, а берут эти функции на себя. Другие платят специалистам от 30 до 80 тыс. руб. при бюджете на рекламу 200 тыс. руб. в год. По результатам маркетингового исследования, этого не хватает для успешного вывода нового бренда на рынок.

Но первопричина закрытия компаний в первые года работы кроется в отсутствии стратегии. Даже если бюджет на масштабную маркетинговую кампанию есть, но нет вектора развития и позиционирования — результат будет печальным.

Неудачный кейс — бренд женской одежды Kira Plastinina

В 2007 году Сергей Пластинин открыл компанию для 14-летней дочери Киры, которая хотела стать дизайнером. В первый год бренд стал официальным партнером «Фабрики звезд» на «Первом канале», на показ коллекции приезжала Пэрис Хилтон, а продвигали бренд мировые звезды — актрисы Линдси Лохан, Николь Ричи, Бритни Спирс. На пике в 2014 году, сеть насчитывала 335 магазинов и бутиков в 16 странах.

Пэрис Хилтон и Кира Пластинина на модном показе Пэрис Хилтон и Кира Пластинина на модном показе

Но провалившийся запуск в США закончился судом и запретом: торговая марка с похожим названием Kirra подала иск на сходство брендов и руководство отказалось от выхода на IPO. После череды трудностей и убытков в 2016 году Kira Plastinina стала банкротом. Сейчас у бренда другие учредители, миссия и аудитория. Это больше не дизайнерские вещи, а массмаркет с 23 магазинами в регионах России.

Онлайн-магазин после ребрендинга. От дизайнерского шика к повседневным образам Онлайн-магазин после ребрендинга. От дизайнерского шика к повседневным образам

Но есть и успешные кейсы. Отличный пример «Братья Чебурашкины»

Это компания с 2004 года производит молочную продукцию на семейной ферме в Московской области. Через комплексный маркетинг бренд смог донести свои ценности до потребителя с помощью философии и внешней упаковки. Лаконичный дизайн без ярких деталей, говорит о концепции: настоящие продукты от современных фермеров. Несмотря на высокий для пищевой промышленности ценник, товары «Братья Чебурашкины» успешно реализуются, и предприятие растет.


Идея упаковки построена на типографике, первые буквы названия продукции являются главной частью дизайна Идея упаковки построена на типографике, первые буквы названия продукции являются главной частью дизайна

Остаться на плаву и расти можно, если вкладываться не только в технические характеристики товара, но и в концепцию, идею, уникальное предложение и коммуникацию бренда с клиентом. Формирование культуры потребления и философии повысит качество продукции, а также донесет до аудитории ценность и идею. Так создается уверенный буст для роста продаж и лояльности клиентов, но это уже другая история.

Подпишитесь и узнавайте новости первыми